АЛЕКСАНДР МУШЕНКО

ПРАВОСЛАВНАЯ ИКОНА (продолжение)

Кроме описанного, на иконе Рождества Христова мы видим задумавшегося святого старца Иосифа, женщин, обмывающих Младенца. Возле одной из них на некоторых образах подписывают «баба Соломия». Это дочь Иосифа Обручника, будущая мать Иоанна Богослова. На иконе так же изображен лукавый дух в образе старца, а на некоторых образах и юноша, искушающий прислужниц и Иосифа, пытающийся посеять в них сомнение относительно родившегося Младенца. На иконе изображена рождественская звезда, сияющая над пещерой. Следует отметить, что на православных иконах и в росписи храмов изображается восьмиконечная звезда, хотя в этом вопросе сейчас нет ясности. Можно увидеть и пяти, и шести, и симиконечные звезды. Надо твердо уяснить, что подобных изображений в Христианской Церкви быть не должно.
С вашего позволения продолжим рассмотрение формообразования на иконах. Объем. Как он передается на плоскости картины, иконы? Освещение, светотень – вот, что выявляет форму, создает видимость объема. Выступающие части изображаемого, художник высветлят, а уходящие вглубь – притемняет. Так создается ощущение объемности. На картинах, для лучшей передачи глубины, как правило, используется боковое освещение. Но природа иконного света иная. И направление его единственно – изнутри-наружу. Солнечный свет лишь освещает объекты, отражаясь от них. Иконный же, Божественный свет-логос пронизывает и животворит всё существующее. И сообразно с выходящим направлением света на иконах выполняются высветления и притенения. Надо сказать, что линейный характер прописки теней и светлых мест, как нельзя лучше подходит иконописи. Ибо в отличие от живописи, где формы «текучи», свободно переходят одна в другую, графичные иконные изображения удивительно устойчивы, незыблемы. Незыблемы, как Божественная истина. Особо скажем о тенях. Глубоких притенений в иконах не может быть по нескольким причинам. Священные изображения являют нам чистый, незамутненный грехом Мир Божий. Какие ж тут тени или мрак? И с чисто практической точки зрения это оправдано, ибо при прямом освещении объектов (фронтальном) нет резких теней. Да и в образах Бога, ангелов и святых не может быть грязи и темноты, их лики излучают святость. Мы упоминали, что иконопись рассматривают, как Богословие в красках. А Спаситель сказал: «Я свет миру» (Иоанн 8: 12; 9:5). В старину в католической церкви известны случаи преследования художников, применявших резкие тени на картинах из Священной Истории.
Итак, подведем итог сказанному. Свет в иконах идет изнутри. И поэтому высветление и притенение строятся сообразно с таким направлением освещения.
С вашего позволения продолжим рассматривать Священную Историю.
Праздник Сретения Господня празднуется в память встречи младенца Христа в иерусалимском храме с благочестивым старцем Симеоном, которому «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти доколе не увидит Христа Господня» (Евангелие от Луки 2, 26).
Это святое завещание Симеону от Бога было в III веке до Рождества Христова, при египетском царе Птолемее II, когда праведный Симеон в числе семидесяти двух толковников переводил на греческий язык книгу святого пророка Исаии и усомнился в словах: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Исаия 7,14) – что значит «с нами Бог».
По обычаю Закона (Луки 2, 22-24), в сороковой день после рождения Младенец Христос был принесен в храм Своей Пречистою Матерью и Ее обручником праведным старцем Иосифом. (На иконе святой Иосиф держит в руках клетку с голубями, ибо в ветхозаветной церкви совершались жертвоприношения.) В это время находился в храме и благочестивый старец Симеон. Он был утружден старостью (жил 360 лет), но будучи движим Духом Святым, с великой радостью поспешил навстречу Младенцу, ибо узнал в Нем предсказанного пророком Мессию, Сына Божия. Симеон принял в свои объятия Христа Младенца (почему и называется Богоприимцем) и, исповедаясь пред Ним, сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовил перед лицем всех народов». После этой встречи (по-славянски – сретения) старец Симеон преставился от жития сего в жизнь вечную. 84-летняя старица Анна тоже была в храме и, по внушению Духа Святого, начала прославлять Божественного Младенца и говорить всем, что Он и есть ожидаемый Спаситель мира. (Лука 2. 22-39).
Какие-либо объяснения к иконе Сретения Господня, думаю, не требуются. Итак всё ясно из приведенного описания этого события.
Рассматривая Священные изображения, мы будем вынуждены, для краткости, иногда опускать описание событий, ограничимся лишь объяснением малопонятных мест.
На иконе Крещения Господня (иначе Богоявления) мы видим Иоанна Крестителя, совершающего крещение Спасителя в водах Иордана, ангелов, незримо присутствующих при этом событии. Так же написан Дух Святой в виде голубя, нисходящий на Христа. Изображенный вверху голубой с синим полукруг, называют «славой». (Переходящие от салатового к голубому и синему кольца, трактуются, как разверзшиеся небеса.) В водах Иордана мы видим рыб и необычных существ. Там же изображен старец, льющий воду из кувшина. Это символический образ Иордана, повернувшего течение во время крещения Господня. Богоявлением сей праздник называют по случаю явления Святой Троицы: Крещаемого Бога-Сына, Святого Духа в голубином образе и Бога-Отца, рекшего с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Лука 3. 21-22).
На образе Преображения Господня мы видим преобразившегося (изменившегося) Христа: лицо его сияло, как солнце, а одежда была бела, как снег. Изображены предстоящие Христу пророки Моисей и Илия, беседующие с Господом о страданиях и смерти, которые Ему надлежало претерпеть в Иерусалиме. В руках пророк Моисей держит скрижали Завета. На них, по числу Заповедей Господних, надписывают цифры от единицы до десяти. На старинных иконах цифры славянские. На более поздних числа римские. На образе так же изображены ученики Христовы: Петр, Иаков и Иоанн, павшие в страхе на землю.
Событие Преображения Господня – свидетельство Божественности Христа. Господь показал ближайшим ученикам славу Свою, сколько они могли вместить, чтобы видя Его пригвожденным ко кресту, не соблазнились о Нем, а утвердились и уверились в Его воскресении.
Образ Воскрешения Лазаря не требует особых разъяснений. Думаю, всё станет ясно из краткого описания этого события.
В Вифании жили сестры Марфа и Мария. И был у них брат, именем Лазарь. Перед праздником Пасхи он сильно заболел и умер. Когда Христос подошел к Вифании, Лазарь уже четыре дня лежал в гробу. И пошли все к месту погребения. И говорит Христос: «Отнимите камень от гроба». А Марфа Ему в ответ: «Господи! Уже смердит; ибо четыре дня, как во гробе». Камень отвалили. И воззвал Господь громким голосом: «Лазарь! Гряди вон». И вышел умерший из гроба, обвитый погребальными пеленами. Многие же, увидев это чудо, уверовали во Христа. (Иоанн 11. 17-57).
На иконе мы видим Спасителя, апостолов, стоящих за Его спиной, Марию и Марфу, припавших к ногам Господа, воскресшего Лазаря и толпу иудеев. Среди них, один юноша отваливает камень, а другой, заткнув нос, ибо смердило, разматывает пелены с воскресшего. Между гор виднеются постройки Вифании.
Праздник Входа Господня в Иерусалим или иначе Цветоносия на Руси именуют Вербным Воскресением. Ибо в это время года здесь нет иных цветущих или зеленых побегов кроме вербы.
Во исполнение пророчества – «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Захария 9, 9) – Христос за шесть дней до крестных страданий совершал торжественный вход в Иерусалим, сидя на осленке. Когда Он вошел в Иерусалим, весь город пришел в движение, вопрошая: кто Это? Народ же говорил: «Это Пророк из Назарета Галилейского». Тогда многие постилали Ему одежды свои по дороге, а другие резали ветви с деревьев и постилали по пути. Народ торжественно восклицал: «Осанна (спасение) Сыну Давыдову! (Потомку Давидову) Благословен Грядущий в имя Господне! Осанна в вышних!» (Матфей 21, 4-16)
Итак, перед нами Образ Входа Господня в Иерусалим. Следует заметить, что Спаситель часто изображается со свитком в руке, символизирующим Его учение, раскрывающее внутренний смысл ветхозаветного закона, возвышающее и восполняющее его новыми заповедями. Как пишет святой Иоанн Златоуст, «ветхозаветное… так отстоит от новозаветного, как земля от неба».
Интересно, что на праздничных иконах, ученики Христовы – апостолы часто изображаются без нимбов. Некоторые священники в личных беседах истолковывают это следующим образом: «Апостолы окончательно просветились после сошествия на них Святого Духа, а оно произошло по завершении земной жизни Христа». Но объяснение это малоубедительно. Ибо на некоторых праздничных иконах апостолы с нимбами, на других – без нимбов. Более того, на образах одного и того же Священного события, одни иконописцы изображали нимбы, а другие нет. Так же и на иконе Успения Пресвятой Богородицы, апостолы часто без нимбов. А Успение произошло намного позднее Сошествия Святого Духа… Возможно, нимбы отсутствуют по композиционным соображениям. Ведь на праздничных иконах апостолы, как правило, изображены плотной группой, и нимбы одних учеников Христовых загораживали бы лики других… Причина, в чем она кроется? Не знаю. Вот и широкое поле деятельности открывается пред любомудрым читателем. В иконах много не ясных мест, есть, где приложить силы исследователю. Дерзайте, уважаемые, но прошу, не становитесь слишком скоро «специалистами». Чем больше узнаешь, тем ясней понимаешь свое ничтожество.
Позвольте, в продолжение сказанного, поведать вам беседу с одним художником-иконописцем.
«То, что пишут в иконописном производстве Патриархии – не иконы», - сказал он мне много лет назад.
Я возразил:
- Но всё-таки стараются следовать старинным образцам, соблюдают древнюю технологию.
- Этого не достаточно. Иконопись начинается не с технологии и не с подражания. И уж во всяком случае, не ограничивается ими. Начинается она верой, пишется верой, верой и заканчивается. Остальное же приложится, вернее, Бог даст по вере и по старанию. В противном случае – всё ложь и обман.
Я не вполне понимал сказанного, и он предложил пример:
- Не понимаешь? Ну что ж. Ты пишешь для Церкви не первый год. Вспомни свои прежние работы. Как их оцениваешь сейчас? Не важно? То есть понимаешь, что так писать не следовало. Выходит, понимание приходит с опытом, с годами. И, чем больше будешь писать, тем больше понимать. И перед концом жизни, может статься, поймешь, что всё сделанное, абсолютно всё – лишь ложь и обман простодушных прихожан. И самообман, что страшнее всего…
Интересная беседа, не правда ли? Поучительная.
Но вернемся к образу Входа Господня в Иерусалим. Примечательно, что на иконе изображены живые детские сценки. Отроки играют, лазают по деревьям, вынимают друг у друга занозы… На образе мы видим город Иерусалим, а в его центре храм, над кровлей которого изображен крест, вероятно, символизирующий окончание Ветхого Завета и наступление Нового.
Кратко изложим события Тайной вечери . В четверг перед пасхой, по закону Моисееву, иудеи готовились вкушать особым образом приготовленного, без перелома костей, агнца и опресноки (пресный, незаквашенный хлеб). Апостолы приготовили Господу комнату и вечером собрались в ней. Тогда взял Христос умывальник и начал умывать всем ученикам ноги и отирать их полотенцем. Показывая этим высоту Своего смирения. Затем, за столом Христос скорбно произнес: «Истинно, истинно говорю вам: один из вас предаст Меня». Услышав это, ученики ужаснулись. Христос сказал Иуде Искариотскому: «Что делаешь, делай скорее». Иуда тотчас вышел, а апостолы подумали, что он пошел за покупками. Тогда Господь взял хлеб, благословил и, преломив, подал ученикам: «Примите, ядите: сие есть Тело Мое». Потом взял чашу с вином и подал им со словами: «Пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета за многих изливаемая во оставление грехов» (Матфея 26, 26-28). Апостолы под видом хлеба и вина причастились тела и крови Христовой. Так было установлено величайшее таинство, в котором Хлеб Небесный – причастие – соединяет человека с Богом, делает людей причастниками Божества Христова.
Итак, перед нами образ Тайной вечери. Она была тайной, ибо вожди иудейские искали случая схватить Христа. Поэтому на иконе изображены занавешенные окна. Иуда Искариотский обычно пишется с кошельком со злополучными тридцатью серебренниками. В то время это была стоимость обыкновенного раба. На древних иконах Иуда изображен безбородым юношей, а на более поздних (начиная с XVII века), не редко, мы видим его бородатым. Вероятно, это подражание католическим картинам, наводнившим тогда Россию.
И вот, наконец, перед нами образ страшного и великого события, поистине судьбоносного в истории человечества: образ искупительной смерти Христа, Распятие Господне. Сколь ужасен и омерзителен грех, что для его искупления потребовалась такая драгоценная жертва, как Святая Кровь нашего Господа! Крестные страдания Христа были бесконечно мучительны. Создатель поругался своим созданием, Бесконечно любящий проклинался, Безгрешный нес на Себе грехи всего мира, Бессмертный – умирал. Никто никогда не испытывал подобных мук. Ни на земле, ни в потустороннем мире. Истинный агнец Божий приносил Себя в искупительную жертву.

Крестная казнь отличалась изощренной жестокостью. Извращенный ум предусмотрел всё, чтобы усилить муки. Не редко осужденные умирали по нескольку дней. Мышцы деревенели, дыхание затруднялось. Под тяжестью провисавшего тела, разрывались язвы на руках и ногах. На иконе у Креста, мы видим перекрестие, подставку для ног. Она усиливала страдания, ибо позволяла менять положение тела.
Какие ужасные плоды может приносить человеческий разум. Вот куда завело людей желание на свой «лад» отделять добро от зла. До противоестественного, до лишенного здравого смысла желания причинить себе подобному большие мучения.
Страшна была крестная смерть. Ангелы трепетали у Креста Господня, на иконе мы видим их с прикрытыми от ужаса ликами. В тот страшный час Кресту предстояли Матерь Божия, Мария Магдалина, любимый ученик Христов – Иоанн Богослов и римский сотник (предводитель сотни воинов) Логин (Логгин, Лонгин). Потрясенный страшными знамениями: солнечным затмением, землетрясением, он уверовал, что Распятый был истинный Христос-Спаситель. Сотник воскликнул: «Воистину, то был Сын Божий!»
На некоторых иконах Распятия Господня имя сотника подписано Корнилий. Объяснить этого не берусь. Во всех церковных календарях и житиях святых 16 октября по старому стилю или 29 по-новому отмечается память святого мученика Логина сотника, бывшего при Кресте Господни. И на большинстве икон подписано имя Логин или его разновидности: Логгин и Лонгин.
Как пишут евангелисты, во время распятия, земля затряслась, и гора Голгофа расселась (то есть треснула) надвое. На иконе мы видим в расщелине человеческий череп. По преданию здесь был похоронен первый человек – праотец Адам, то его мертвая голова.
Вот Она – Божественная Премудрость. Кто постигнет Ее? Совершенный Бог и Совершенный Человек, Богочеловек принес искупительную жертву на костях ветхого Адама. Истинный Агнец Божий омыл Своей Пречистой кровью всю греховную скверну, всю без остатка, до прародителева преступления. Адамом все люди согрешили, Христом же очистились, Адамом отверглись Бога, Христом воссоединились. Христом-Богом и Человеком обожилось падшее человечество. Как с Адамом все умерли, так со Христом воскреснем.
Как известно, распятие совершилось на возвышенности, находившейся за городскими стенами Иерусалима (мы видим их на иконе). Называлась возвышенность Лобным местом или Голгофой, что по-еврейски означает лоб, череп.
Голгофский Крест является как бы стержнем всемирной истории. Святитель Иоанн Златоуст свидетельствует: «Крест – надежда христиан, Крест – восстание мертвых… Крест – радость иереев, Крест – основание Церкви, Крест – безопасность вселенной». Святой Крест есть знамя победы Христа, орудие нашего спасения, великая христианская святыня.
Поэтому нам следует рассмотреть различные виды изображения Креста. Они бывают восьми, сими, шести и четырехконечными. На старинных православных иконах Распятия Господня встречается восьми и семиконечный Голгофский Крест. Что представляют собой перекладины, откуда они появились? Простое перекрестие, четырехконечный крест в объяснении не нуждается. Здесь всё ясно, это орудие крестной казни. Нижняя же косая перекладина, как уже говорилось – подставка для ног. Верхняя перекладина – это… А, впрочем, прочтите, пожалуйста, краткий отрывок из старообрядческого календаря. И с объяснением ознакомитесь, и кругозор расширите.
«Никогда не было большего торжества зла и неправды, чем в эти минуты… Пречистые руки Спасителя, которые исцеляли больных, воздвигали мертвых, теперь были растянуты вдоль перекладин Креста. Послышался стук молота, забивающего железные гвозди в руки и ноги Спасителя. Тело Исуса неподвижно застыло на Кресте, Крест обагрился Святой Кровью Исуса Христа. О времени распятия Господа евангелист Марк сообщает: «Был третий час, и распяли Его» (Марк. 15, 25). По современному исчислению это девять часов утра. Пилат приказал прибить на Кресте Христа дощечку с надписью: «Сей есть Исус, Царь Иудейский» (Матф. 27, 37). Надпись была сделана на трех языках: греческом, римском и еврейском. «Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши «Царь Иудейский», но что Он говорил: «Я Царь Иудейский». Пилат отвечал: «Что я написал, то написал» (Иоанн. 19, 21-22). Этим Пилат отомстил иудеям за то, что они вынудили его вынести смертный приговор Невиновному» (Древлеправославный календарь на 1990 год», Новозыбковская иерархия). Итак, верхняя маленькая перекладина и есть дощечка, прибитая по приказу Пилата. В древности на иконах Распятия Господня на этой перекладине подписывали «Царь Славы». А с XVII века, подражая католическим изображениям, стали сокращенно подписывать: «Иисус Назаренин Царь Иудейский». В сокращенном виде эта надпись выглядела следующим образом: IНЦI. Пилат приказал сделать надпись на трех языках, поэтому в католической церкви эти языки (латынь, греческий и еврейский) признаются священными, на них совершается богослужение. И на католических изображениях мы видим эту надпись на латыни. Православные же в России подписывают по-славянски. Примечательно, что некоторые направления старообрядцев-беспоповцев до сих пор отвергают надпись IНЦI, а по-прежнему пишут «Царь Славы», протестуя не по-существу вопроса, а отрицая католические заимствования. Не желают ни в чем изменить святой старине.
Итак, на древних иконах мы видим восьми и семиконечный Голгофский Крест. Разница между ними заключается в том, где помещается дощечка с надписью. Или на самом верху, в виде буквы «Т», тогда получается семиконечный Крест. Либо немного отступив от края, образуя перекрестие, тогда Крест имеет восемь концов. На старинных католических изображениях наряду с такими же можно увидеть и Т-образный крест, собственно и не крест, а столб с перекладиной в форме буквы «Т». Например, так писал Тертуллиан: «Греческая буква тау, а наше латинское «Т» есть образ креста». В дальнейшем в католической церкви утвердился четырехконечный крест, как на Руси говорили: «Латынский крыж» (крыж – по-польски крест). В православной же церкви на Руси некоторое время почитался лишь восьмиконечный крест. А со времени преобразователя патриарха Никона стали поклоняться и семиконечному кресту. Его иногда так и называют: «Никоновский крест». Такие кресты мы видим над церковью Двенадцати апостолов в Московском Кремле, ведь храм и построен по распоряжению этого, во многом противоречивого церковного деятеля. В дальнейшем патриарх Никон утвердил почитание и шестиконечного (то есть без верхней перекладины с надписью), и четырехконечного крестов. И с того времени на православных иконах можно видеть Голгофский Крест с четырьмя концами, впрочем, довольно редко, ибо и сейчас православные, в основе своей, почитают лишь восьмиконечный крест. Следует упомянуть из какой древесины был сделан крест. В старинных книгах говорится, что он был трисоставен, то есть, изготовлен из трех пород дерева: из кедра, кипариса и певга . Любопытно, что некоторые старообрядцы-беспоповцы утверждают, что крест был из вишни.
Да, еще упомяну о следующем: так называемый «мальтийский крест» не имеет никакого отношения к Христианству, это чуждый символ.
И в очередной раз (уже какой по-счету?), извинившись за отступление, продолжу описание Священной Истории.
Погребение Христа с честью совершили два Его тайных (из страха от иудеев) ученика Иосиф из Аримафеи и Никодим, оба знаменитые члены синедриона. Они обвили Тело Спасителя пеленами (полотном), помазали благовониями, как обыкновенно погребали иудеи и положили в высеченный в скале склеп, привалив большой камень у входа. На другой день собрались первосвященники иудейские к Пилату и сказали: «Прикажи охранять гроб до третьего дня, чтоб ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: «воскрес из мертвых». Пилат ответил им: «Имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете» (Матфея 27. 64-65). Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать…
Когда тело Христа лежало во гробе, Он душою Своею сходил в ад, возвестил там душам умерших людей о Своей победе над диаволом и смертью, вывел оттуда в рай души людей, с верой ожидавших Его пришествия.
Пришла суббота и в ночь совершилось великое чудо. С неба сошел Ангел Господень, сияющий как солнце. Он отвалил камень от гроба. К ужасу воинов, сидевших возле склепа, Христос, озаренный невиданным светом, воскрес из мертвых. Воины в страхе разбежались.
Все иконы Воскресения Христова можно разделить на два вида. На одних изображено сошествие Господа во ад, а на других – восстание Спасителя из гроба. Существуют также образы, объединяющие оба этих изображения. В древности в Православной Церкви бытовал лишь образ Сошествия во ад. На нем мы видим Спасителя, озаренного невиданным светом («в славе»), попирающего сокрушенные врата ада. Господь выводит за руки из гробов прародителей Адама и Еву. Так же изображены освобожденные Спасителем из ада души праведников и святых. Среди них Иоанна Крестителя и ветхозаветных пророков Давида, Соломона, а на некоторых иконах и Даниила.
Следует напомнить, что до Воскресения Господня души всех умерших, всех, не исключая праведников, сходили в ад и пребывали там в заключении. Христос, Совершенный Бог и Совершенный Человек разрушил крепкие врата адовы и Господь, Солнце Правды озарил светом истины это место, лишенное света (ад – слово греческое, которым переводится еврейское «шеол» - место, лишенное света). Святой Иоанн Златоуст говорит: «Ад пленен сошедшим в него Господом, упразднен, поруган, умерщвлен, низложен, связан». Христос разрушил его силу. Да и в чем она заключалась? В отсутствии света, Света Истины, в торжестве лжи. Могло ли устоять это царство мрака и лжи, приняв в себя Солнце Правды – Христа. Всемогущий Бог с легкостью разрушил его оковы. Ветхозаветный пророк Осия об этом поражении ада восклицает: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» (Ос. 13, 14).
На других иконах Воскресения мы видим Спасителя, восстающего из гроба, в белых и розовых одеждах. Фигура Христа окружена необычайным светом («в славе»). Так же у гроба Господня изображаются один или два ангела. На более подробных образах можно видеть и воинов, попадавших в страхе на землю.
Как упоминалось, существуют изображения, объединяющие эти два вида икон Воскресения Господня. Мы видим в их нижней части Сошествие во ад, а в верхней – Воскресение.
Сорок дней прожил Христос со Своими учениками после Воскресения из мертвых. В сороковой день вышел Господь на гору Елеонскую с учениками Своими. «Идите по всей земле, крестите людей, учите любви и добру», говорил им Христос: «Учите людей веровать в Бога Отца, в Бога Сына и в Бога Духа Святого. И будете Мне свидетелями по всей земле». Окончив беседу, Господь поднял руки и благословил учеников. И вот, видят апостолы, что Христос удаляется от них, возносится на небо. В это время явилось два ангела, которые сказали: «Сей, возносящийся на небо, вновь придет на землю во всей славе Своей, чтобы судить людей» (Апостол гл. 1).
На иконе Вознесения Господня мы видим только что описанное событие. Следует упомянуть, что посреди апостолов изображается Матерь Божия.
По Вознесении Господа, ученики Его и Божия Матерь жили в Иерусалиме, ожидая пришествия Духа Святого. Вместо Иуды Искариотского, жребием был избран в апостолы Матфей. В пятидесятый день по воскресении Христа они все собрались на молитву. Вдруг послышался с неба шум, как бы от сильного ветра и явились им языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на разных языках.
На образе Сошествия Святого Духа (описание этого события вы только что прочли) мы видим святых апостолов, а иногда и Божию Матерь, собравшихся на молитву. Действие происходит в одном из иерусалимских домов. Сверху иконы полукругом изображены разверзшиеся небеса и сходящие на присутствующих огненные языки. В нижней части иконы мы видим черный проем и в нем старца в прекрасных царских одеждах с белым полотенцем в руках. На некоторых образах сей царственный старец именуется «Космосом» или «Миром». Его следует понимать, как князя воздуха, царя мира, мира прелестного, искусительного, нашего земного тленного мира. В полотенце старец держит двенадцать свитков по числу апостолов, ибо все они, как люди, принадлежат миру . Принадлежат падшей человеческой плотью, возлюбившей более грех, нежели чистоту, порок, нежели целомудрие, гордыню, нежели послушание воле Создателя. Как и мы, многогрешные, принадлежим миру всеми искаженными чувствами, побуждениями извращенной души, немотой и бездействием полумертвого и ослепшего духа. И ходим бедные во тьме, как овцы, не имеющие пастыря. Погружаемся в тину греховную, с наслаждением, с безумной радостью пресыщаемся зловонными нечистотами, суррогатами плотскими и душевными. И катимся, катимся в бездну погибели, как слепцы, один за другого ухватившись. Торопимся, расталкивая друг друга, к «желанной» цели: к полнейшему и окончательному падению. Зло порождает зло, на взгляд воздаем грубым словом, на одно слово отвечаем десятью, за мысль убиваем. Убиваем себе подобных, братьев своих убиваем, сестер. И словом, и действием, и бездействием. И не знаем выхода, погрязли в грехе, заблудились во лжи. И лишь немногие взывают к Исцелителю, Святому Духу: «Царь Небесный, Утешитель, Дух истинный вездесущий и всё исполняющий, вместилище всего доброго и Податель жизни, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякого греха, и спаси, Благой, души наши» (русский перевод молитвы «Царю небесный»).

И вот Господь послал людям Исцелителя, на апостолов сошел Святой Дух. Человеческая природа освятилась. Дух проснулся, разум просветлел, чувства получили естественное направление. Вот именно естественное, ибо никак нельзя признать таковым самоубийственные стремления. И апостолы, принадлежа миру, будучи прахом земным, приняли в себя Царство Небесное. Христос учил, что Царство Божие – «не там или здесь», а «внутрь вас есть» (Лук. 17, 21). А преподобный Исаак Сирин свидетельствовал: «Небо находится внутри тебя - если ты чист, в самом себе ты увидишь Ангелов и свет их, а с ними и в них и Владыку их».
Спаситель говорил ученикам: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Иоанн 16, 33). Так и апостолы, будучи от мира, победили мир, приняв в себя Святого Духа.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы установлен в честь славного Ее преставления.
Пресвятая Богородица после крестных страданий Спасителя жила в доме Его возлюбленного ученика-девственника и Евангелиста Иоанна Богослова. Славное Ее Успение совершилось на 72 году Ее земной жизни (по свидетельству Епифания, епископа Кипрского). На преставление Владычицы чудесным образом собрались с мест своей евангельской проповеди святые апостолы (были перенесены ангелами по воздуху). В те времена усопших хоронили на ложе (на постели). И на иконе мы видим апостолов, Иерусалимских епископов и множество народа, собравшихся в доме Иоанна Богослова вокруг ложа Божией Матери. В час кончины необыкновенный свет осиял комнату: Сам Господь явился и принял Ее пречистую душу, а тело апостолы погребли в саду Гефсиманском. Во время похоронного шествия, один нечестивец именем Афоний, рассерженный честью, воздаваемой Богородице, решил кощунственно опрокинуть Ее ложе. Он протянул руки, но Ангел Господень отсек ему обе кисти. Устрашенный нечестивец раскаялся и молитвенно воззвал к Богу. Чудесным образом отсеченные кисти воссоединились с руками. Вразумленный Афоний уверовал в Спасителя и Его Пречистую Матерь.
На иконах Успения Пресвятой Богородицы мы видим описанные события. На подробных изображают и Афония, а на самых подробных и апостолов, несомых ангелами по воздуху.
Думается, на этом можно закончить краткий обзор Евангельских событий. Собственно Успение Пресвятой Богородицы уже не описывается в Новом Завете. Некоторые же, почитаемые Церковью, евангельские события мы не рассмотрели. Для краткости изложения многое опустили. Например, Рождество и Усекновение главы Иоанна Крестителя, Введение в Храм Пресвятой Богородицы. Описывая страсти Христовы, ограничились лишь Распятием. Желающим хорошо понимать эти и другие, не описанные в данной книге иконы праздничного ряда иконостаса, следует обратиться к Евангелию. В этом ярусе иконостаса так же помещаются и, не относящиеся к Евангельским, образы Покрова Пресвятой Богородицы и Воздвижения Креста Господня. Позвольте для краткости опустить описания и этих праздников.
Мы же перейдем к рассмотрению следующего ряда иконостаса – деисусного (то есть «молельного», в переводе с греческого).
Как уже отмечалось, этот ярус икон отражает современное состояние духовного миропорядка. Христос вознесся и пребывает на престоле Небесной Славы. Так же изображены ангелы и святые, молящие Господа за грешный мир. Слева от иконы Христа располагают образы Божией Матери, Архангела Михаила и апостола Петра, а справа образы Иоанна Крестителя, Архангела Гавриила и апостола Павла. Последовательность расположения перечисленных икон в этом ряду строго обязательна. Далее иконы святых подбираются произвольно, по усмотрению заказчика. Хотя и здесь соблюдаются кое-какие правила. Например, образы некоторых святых располагаются парно. Если с одной стороны ставят икону великомученика Георгия, то с другой великомученика Димитрия Солунского, если с одной стороны князя-мученика Бориса, то с другой – Глеба. Так же иконы и других святых, как правило, располагаются парно. Если с одной стороны ставят образ мученика, то и с другой мученика, если святителя, то и с другой стороны святителя. Так же и преподобных, и благоверных царей, и пустынников, и столпников… Но это правило уже не является обязательным.
Итак, первым слева от иконы Христа располагается образ Божией Матери.
«И мы почитаем Тебя больше херувимов и выше серафимов , истинную Богородицу, без болезней родившую Бога Слово» (русский перевод отрывка из молитвы «Достойно есть»). В Священном Писании о Божией Матери говорится: «Премудрость Божия создала Себе телесный Храм (Притч. 9, 1) – Палату одушевленную, Место освящения славы, Высоту «неудобовосходимую человеческими помыслы»», затворенную Дверь, через Которую только Сам Господь мог войти и выйти, оставив Ее затворенной (Иезек. 44, 1-4).
А первым справа располагают образ Иоанна Крестителя. Иначе его называют Предтечею Господним, то есть предшественником, ибо он предтек пред Господом. Старообрядцы это слово произносят по-старинному – Предотеча. На восьмой день после рождения Иоанна (что в переводе означает «благодать Божия»), его отец – священник Захария предсказал: «И ты, отроча, пророком Вышнего наречешься, ибо предъидешь пред лицем Господним – приготовить путь Ему, дать уразуметь народу Его спасение и прощение грехов» (Лука 1, 76-77). Об этом за 400 лет было предсказано и пророком Малахией: «Вот Я посылаю ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой перед Тобою» (Малах. 3,1).
На иконе Иоанн Креститель часто изображается со свитком в руке. За неимением Евангелия на церковно-славянском, приведу надпись со свитка в переводе на русский. «Это Агнец Божий, берущий на себя грехи всего мира. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное, уже секира при корнях дерева…» (Матфей, гл. 3, 2, 4, 17; Лука, гл. 3, 9).
Далее в Деисусном ряду располагаются образы Архангелов Михаила и Гавриила. Завязки, которые мы видим у них в волосах, именуются «слухами» или «тороками» («слухи», «тороки»). А трость в руках называют «мерилом». В руках Архангелы держат стеклянные сферы. На сфере у Архангела Михаила пишут IC, а у Архангела Гавриила XC, то есть сокращенно подписывают имя Сына Божия.
Затем в Молельном ярусе помещают иконы первоверховных апостолов Петра и Павла.
Слово апостол переводится, как посланник, ибо Христос посылал их для проповеди Своего учения. Апостол Петр родом из палестинского городка Вифсаиды, сын иудея Ионы, брат апостола Андрея Первозванного. До знакомства с Христом носил имя Симон. Занимался рыболовством. Имел жену – племянницу апостола Варнавы и двоих детей. Петр был очевидцем многих чудес Господних и первым исповедал Христа – Сыном Бога Живого. На вопрос Спасителя он ответил: «Ты Христос, Сын Божий». (Матфей 16). За это Господь даровал Петру ключи от Царства Небесного. Поэтому на образе из Деисусного ряда апостол Петр обычно изображается со свитком, на котором написано: «Ты Христос, Сын Божий», и ключами от рая. С проповедью Евангелия он прошел многие земли Римской Империи. В Риме апостол Петр принял крестную смерть за Христа, был распят «стремглав» (то есть вниз головой). Написал два Соборных Послания и, как гласит предание, с его слов святой Марк написал Евангелие.
Апостол Павел родился в городе Тарсе Киликийском (Малая Азия), в еврейской семье из колена Вениаминова. Был приверженцем строгих ревнителей закона Моисеева – фарисеев. До обращения в христианство носил имя Савл, был гонителем христиан, имел «ревность Божию, но не по разуму». Господь чудесным явлением обращает Савла в веру Христова Евангелия, призывает Свой «избранный сосуд» к апостольскому служению. Божественный ученик совершил несколько раз путешествие по всем странам Римской империи и за ее пределами, обращая целые народы от идолослужения к истинному Богу. Написал 14 Посланий, в которых широко изложил христианское учение. Церковь Божия принимает и ценит учение святого апостола Павла как учение Самого Христа. Это выражено так: «Павловы уста – Христовы уста».
На иконе из Деисусного ряда апостола Павла пишут с Евангелием в руках. Следует упомянуть, что, по традиции, все святые изображаются в строго определенных одеждах. Так, например, нижняя одежда (то есть «хитон») у апостола темно-сине-зеленого цвета. «Лазорь» - его наименование в старинных иконописных руководствах. Верхняя одежда – «гиматий» у апостола Петра желтого цвета, - цвета натурального земляного пигмента охра. Поэтому, так и называют этот цвет – «охра». Гиматий апостола Павла темно-малинового цвета. Его наименование – «багор», то есть багровый. Составляют такой цвет из различных минералов, например, из кровавика (гиматита), из «железной сметанки», из смеси киновари с черной краской. Понятие «лазорь» довольно растяжимо. Оно включает и темно-синие, поучаемые из азурита, лазурита и синих земель, и темно-сине-зеленые цвета, приготовляемые из различных зеленых земель.
Как уже говорилось, далее иконы святых в рассматриваемом ряду подбираются исходя из пожеланий заказчика. Напомним, что Деисусом называют не только один из рядов иконостаса, но и иконы (чаще дорожные, складные), представляющие центральную часть молельного яруса. Обычно на них изображают Спасителя с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Крестителем (встречаются расширенные образы, включающие и других святых Деисусного рада).
Заканчивая описание молельного яруса напомним, что он отражает современное положение духовного миропорядка. Христос восседает на престоле Небесной Славы, а ангелы и святые молят Господа за грешный мир. И во время службы Церковь земная молитвенно объединяется с Церковью Небесной. И такое положение продлится до последнего дня, до дня Страшного Суда Господня.
Придет час, когда всколеблется вся вселенная. Солнце померкнет, и луна перестанет светить. С востока придет огненная река и зальет землю. На небесах явится знамение – Крест Господень, и все мертвые восстанут при звуках труб ангельских. И придет Сын человеческий – Христос во славе Своей, и все святые Ангелы с Ним; тогда сядет на престол славы Своей; и соберутся перед Ним все народы. И отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. И скажет Господь праведникам, что по правую сторону будут: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам». Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и слугам его. Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня. Был странником, и вы не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда скажут грешники в ответ: «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» И скажет им Судия: «Истинно говорю вам: поелику вы не сделали сего ближним своим, не сделали и Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Матфей 25, 31-46).
На этом описание Священной Истории заканчиваем. А в иконостасе нам осталось рассмотреть лишь некоторые особенности «местного» (иначе «местночтимого») ряда.
Как уже упоминалось, в середине этого яруса располагаются Царские врата. На их створках обычно пишут евангелистов, составляющих Евангелия. Каждый из них изображен надписывающим первые слова из Евангелий. Интересно, что пишут апостолы заточенной палочкой (так называемой «тростью»). Эта письменная принадлежность упоминается в древнерусской литературе. «Бысть язык мои трость книжника скорописца, и уветлива уста, аки речная быстрость». («Был язык мой, как трость книжника скорописца и изворотливые уста, как речные струи». Из произведения русской литературы XII века «Слово Даниила Заточника».) В верхней части Царских врат изображается Благовещение Пресвятой Богородицы. Как уже говорилось, слева от Царских врат помещают образ Божией Матери, а справа Спасителя. Второй справа располагается икона святого или священного события, в честь которого освящен данный престол. В случае, когда престол освящен в честь Христа или Божией Матери, тогда «патрональный» образ может располагаться рядом с Царскими Вратами. Это церкви, посвященные иконе Божией Матери (Смоленские, Казанские, Тихвинские и другие храмы), или освященные в честь Спасителя (Спасские храмы). В маленьких Покровских и Троицких церквях, где иконостас невелик, храмовые образы, нередко, помещаются рядом с Царскими Вратами. В таких случаях икона Покрова Пресвятой Богородицы находится слева, а образ Святой Троицы справа от Царских Врат. (В Москве такое расположение икон можно видеть в Покровском Соборе на Красной площади и в церкви Троицы в Никитниках.) В старину в Новгородском Софийском Соборе справа от Царских Врат помещался образ Софии-Премудрости Божией. Хотя такому расположению вряд ли стоит подражать, ибо Новгород тех лет был рассадником ересей. Да и сам образ Софии-Премудрости Божией вызывает сомнения у некоторых священнослужителей. А кое-кто прямо называет его еретическим. Далее в этом ряду помещают иконы, особочтимые в данном приходе. А на двери в жертвенник чаще изображают архангела Михаила, на дьяконских дверях архидиакона Стефана. Так же нередко можно видеть на одних дверях архангела Михаила, а на других – архангела Гавриила (в некоторых случаях архангела Уриила). Значительно реже на обоих дверях изображают архидиаконов: на одних Стефана, а на других – Лаврентия. В небольших иконостасах на дверях можно видеть и другие образы. Например, благоразумного разбойника (в Церкви Ризоположения Московского Кремля) или святителя (в Никольском храме московского Рогожского кладбища).


ОКОНЧАНИЕ "ПРАВОСЛАВНАЯ ИКОНА">>>

НА ГЛАВНУЮ

ЧЛЕНЫ ЛИТО

АЛЕКСАНДР МУШЕНКО



Hosted by uCoz